2.1 ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Курс по soft skills
Планировать тяжело — нужно здраво оценить силы, не забыть про амбиции, пропустить все через фильтр приоритетов и подумать про ресуры. Сейчас научим.
В предыдущих уроках мы разобрались, что человек с реактивным складом ума по умолчанию не будет продуктивен — это просто не в его мировоззрении. А когнитивные искажения испортят все планы даже самому проактивному. Теперь время перейти к более прикладным вещам, начнем с планирования.
Системное планирование
Ежедневник и фрустрация
Обычно при слове «планирование» возникает ассоциация с ежедневником, списками дел и фрустрацией оттого, что не удалось успеть за день все запланированное. Статистика такой опыт поддерживает — по нашим опросам большинство из тех, кто стремится к повышению продуктивности, начинают свой путь с блокнота и плана на завтра. В лучшем случае прибавляют план на неделю, месяц и абстрактные цели на год в духе новогодней резолюции.

Такой подход обречен на предсказуемый конец: одна-две недели попыток соблюдать план, день срыва, отказ от стабильной системы в пользу «ладно, заполню чуть позже», попытка заведения нового блокнота через месяц и повтор цикла.
Проблема — отсутствие системности. Можно использовать силу воли и заставлять себя соблюдать какие угодно ритуалы, но воля — исчерпаемый ресурс, ее не хватит на всю жизнь.
У вас не получится составлять работающие списки дел на день, если нет долгосрочной стратегии, опоры на собственные ценности и понимания того, как вообще работает формирование жизненных целей. Без этого планирование теряет фундамент и в итоге не имеет шансов на долгосрочную результативность.

Проект жилого дома начинается не с подбора штукатурки и графика работы монтажников. Для начала нужно понять, что и зачем мы строим, какие есть ресурсы, какая территория. Определить, как будет выглядеть строение, составить смету, разложить проект на составляющие. «Начинать, представляя конечную цель» — один из ключевых принципов планирования. Он означает, что в основе стоит не сама задача, а ожидаемый результат ее выполнения. И планировать мы начинаем не с дел, которые нужно выполнить, а с постановки долгосрочных целей.
Схема элеметов долгросрочного планирования
Долгосрочное видение
Долгосрочное видение — не мечта. О мечтах мы поговорим в другой раз. Долгосрочное видение — это цель, к которой мы идем. Цель отличается от мечты уровнем осознанности. Если вы склонны к лишнему весу и ничего не делаете по этому поводу — скорее всего бессмысленно ставить в долгосрочное видение себя и шесть кубиков пресса. Перечитайте прошлый урок и подойдите к этому критически.
Слабое видение
Хочу заработать миллион.

Пойду посмотрю, какие задания могу взять на юду. Заработаю копейку, а там и миллион недалеко.
Уже лучше
У меня есть сын и два небольших проекта, которые приносят не очень стабильный доход.

Хочу через 25 лет иметь стабильный доход от активов, дом и 4 детей.
Декомпозиция
Декомпозировать — значит разложить на этапы. Сформируйте первичное долгосрочное видение на 20 лет. Скорее всего, оно изменится уже через год, но сейчас оно будет отправной точкой и вектором развития. Теперь разложите видение на меньшие отрезки. Задумайтесь о том, какие результаты должны быть через 10 лет, чтобы видение на 20 лет стало реальностью. Какие нужны результаты через 5 лет, чтобы реализовалось видение на 10 лет, какие нужны уже через год. Продолжая формулировать задачи от амбициозной цели, вы постепенно придете к настоящим спискам дел, но не на завтра: на месяцы и года.
4 ребенка через 25 лет → значит, например, 3 ребенка через 17 лет, 2 → через 8, первый → через два года.

Миллион через год → полмиллиона через 9 месяцев → стабильный доход через 6 месяцев → точка безубыточности через 3 месяца.
Декомпозировать — не значит делить на равные части. Декомпозиция нужна для составления поэтапного плана и его соотнесения со временем и, как следствие, помогает видеть дыры и в том, и в том другом. Проблема отказа от долгосрочного видения и его декомпозиции в том, что мы теряем вектор. У нас нет ориентира, и в условиях нехватки личной дисциплины мы просто бросаемся от одной активности к другой, от одной незначительной задачи к третьей. В итоге через год мы едва сдвинулись с места, через 5 придумали что-то новое, а еще через 10 не понимаем, где свернули не туда.
Хотите узнать больше?
Почитайте статью из журнала «Психологическая наука и образование» о декомпозиции целей, это отчет о реальном эксперименте над студентами КГПУ им. К. Э. Циолковского.
Вспомогательный инструмент для декомпозиции целей — фреймворк SMART. Это набор критериев, который родился в корпоративной среде на западе, он помогает корректно ставить бизнес-задачи. Но прогнать через него формулировки жизненных целей в качестве контрольного упражнения тоже не помешает. Рассмотрим все критерии фреймворка:
1. Specific, четкая, определенная — цель должна быть понятна вам через год, 5 или 10 лет. Пишите простым языком, не используйте жаргонизмы и профессиональные термины. Скорее всего, через год они вам будут не нужны или потеряют актуальность.
2. Measurable, измеримая — в идеале цель сводится к цифре, к факту. Это необходимо, чтобы измерить ее в конце. Сверив цифры в жизни и план на бумаге, вы проанализируете, насколько хорошо справились.
3. Achievable, достижимая — здоровая доля амбиций должна присутствовать всегда, но цели должны быть на земле, а не в космосе. Как минимум, не рассчитывайте построить первую марсианскую колонию через 5 лет.
4. Relevant, релевантная — в нашем случае кроме жизненных ценностей нужно учесть мир вокруг. Если ваша цель — научиться печатать на печатной машинке, задумайтесь, насколько этот навык будет актуален через десять лет или насколько важно будет научить ему ваших детей.
5. Time-bound, привязанная ко времени — у нас с этим проблем не будет, наши цели в принципе не существуют во временном вакууме, с этим уже разобрались.
Ресурсы
Навыки и побочные цели
После декомпозиции нужно определить, какие ресурсы вам необходимы для достижения долгосрочного видения и на какие побочные вехи стоит ориентироваться.
Например, если ваше долгосрочное видение — через 10 лет продать успешный айти-стартап, то недостаточно будет декомпозировать задачу в формате «через 10 лет продать → через 8 лет начать искать покупателя → через 5 лет показать первые миллионные обороты → через три года выйти на ноль → через год начать первые продажи».
Дополнительно вам понадобится декомпозировать весь пул навыков, которые сопутствуют процессу. Разобраться в технической части, освоить азы управления человеческими ресурсами, научиться вести переговоры и продавать, понять, как работают венчурные фонды, вникнуть в азы корпоративного права и бухгалтерского учета. Эти навыки — побочные ориентиры. Напрямую на видение они не влияют, но без них у вас, скорее всего, не получится. И то же самое с ресурсами — задумайтесь о том, каких ресурсов вам будет не хватать для достижения целей на 5, 10 и 20 лет.

В итоге после декомпозиции и определения побочных ориентиров и ресурсов, у вас получится полноценная карта собственного развития на год → 5 лет → 10 лет → 20 лет. Если, конечно, у вас уже есть хотя бы какая-то стабильность в жизни и понимание, в какую сторону вы развиваетесь. Если вы старшеклассник или студент младших курсов и такого понимания пока нет — рекомендуем для начала взять ориентир на 3 года и всерьез декомпозировать первый год.

Эта карта — основа всего планирования. При более краткосрочном планировании отталкиваться следует от нее. Составлять планы на неделю следует, исходя их планов на квартал. Их — исходя из планов на год. И так далее. Повторимся, горизонт может меняться в зависимости от уровня вашей профессиональной прокачки, но планировать завтрашний день, не исходя в итоге из планов хотя бы на год, — большой камень в огород вашей продуктивности.
Последовательность и терпение
После того как у вас на руках появится карта, возникнет желание сделать все быстрее. Стало быть, осваивать параллельно не один навык, а два, делать не один проект в полную силу, а сразу четыре, но с меньшим фокусом. Такой непоследовательный подход — результат отсутствия дисциплины и терпения.
Мы склонны переоценивать то, что сможем сделать за год, но недооцениваем то, что сможем сделать за десять.
Если ваш план предполагает, что вам надо изучить два иностранных языка, верстку в HTML/CSS и основы конституционного права, делайте это последовательно. Возьмите одну задачу, доведите ее до высокого уровня, потом возьмитесь за следующую. Ваша задача — не небольшой результат через месяц, а значительный, но через какое-то время.
Приоритеты
Самообман
По поводу приоритетных вещей есть ложное убеждение. Якобы все, что мы считаем нужным и важным становится нашим приоритетом. Обычно это не так, упражнение для определения ценностей мы уже показывали в первом уроке. На всякий случай повторим.
Задание
Проверьте, уделяете ли вы время своим ценностям.
1. Выпишите все вещи, которые считаете важными: семья, здоровье, работа, саморазвитие, деньги и так далее.

2. Теперь поставьте галочки напротив тех, на которые вы потратили хотя бы три часа на прошлой неделе.

3. Те вещи, напротив которых появились галочки, для вас действительно приоритетны. Наши ценности — это не то, что мы считаем важным, а то, во что мы по факту инвестируем самих себя. Все остальное — сублимация, мечты и комплексы.
Главное правило приоритетов — на ценные вещи нам всегда хватает времени. Не возникает вопроса, как же найти полчаса в день на пробежку, когда начинаются проблемы со здоровьем из-за лишнего веса. Так и с другими ценностями — время найдется, если это для нас важно. И, скорее всего, не найдется, если галочки напротив этого пункта нет.

Не создавайте ложных приоритетов и не занимайтесь самообманом. Для приоритизации есть простой инструмент, который нам очень нравится — матрица Эйзенхауэра. По легенде ее использовал 34-й президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр для планирования всех своих задач. Матрица строится на двух осях — важности и срочности. При их пересечении получается 4 квадрата. Наша задача — научиться грамотно работать с каждым.
Матрица Эйзенхауэра с опорными комментариями
Разбор матрицы Эйзенхауэра
Первый квадрат — важное и срочное. Ваша задача сделать так, чтобы этот квадрат был максимально пустым. Если в вашем графике всегда есть дела такого порядка, то где-то в планировании допущена ошибка. Важные задачи не должны доходить до состояния срочных.

Это как сессия в вузе. Подготовка к важным экзаменам в идеале должна идти в течение всего семестра, а перед самим экзаменом следует просто повторить пройденное и лечь спать. Подготовка не должна идти в авральном режиме. Хотя и кажется, что быть в цейтноте — естественно, на самом деле это выдает ошибку планирования.

Второй квадрат — важное и несрочное.
Обычно именно в этой области лежат самые значимые задачи для нас. Мечты, цели, то самое долгосрочное видение — это важно, но пока что не горит. Ваша задача — находиться преимущественно в этом квадрате, при этом держа первый чистым. Всегда есть соблазн концентрироваться на срочном, поэтому часто второй квадрат захламляется и руки до него уже не доходят.

Третий квадрат — неважное и срочное. Сюда попадают все дела, которые надо бы сделать прямо сейчас, но результат от которых незначим. Спонтанная перестановка папок на рабочем столе, обсуждение коллег, помощь другим, если в этом нет реальной необходимости, время, потраченное на зависть и заточку карандашей.

Мы уверены, что на самом деле этот квадрат (а не четвертый) наносит наибольший урон продуктивности. Из-за «срочности» возникает ощущение того, что мы заняты делом. Ну должен же кто-то в конце концов заточить эти карандаши! Но по факту это трата времени. Чаще всего третий квадрат проявляется в привязке к другим людям — решение чужих проблем, обсуждение других людей. Это все лишнее.

Четвертый квадрат — неважное и несрочное. С ним все понятно, это классическая прокрастинация или отдых. Залипание в новостной ленте, запойный просмотр сериалов, игра в икс-бокс или просмотр очередного выпуска любимого шоу. Обычно говорят, что в четвертом квадрате быть вообще не нужно, мы не совсем согласны. Мы считаем, что его нужно грамотно использовать в связке со вторым квадратом. Отказ от отдыха только нанесет вред. Нужно рассматривать его как важную часть дня и использовать дозировано, в соответствии с общим планом работы.
Ключевые мысли урока
1
Планирование за счет силы воли не работает, вам нужна система.
2
Отталкивайтесь от своих ценностей и ставьте долгосрочные цели, например, на 20 лет. Долгосрочное видение нужно обновлять хотя бы раз в полгода, ценности могут меняться.
3
Декомпозируйте цели на задачи и распределите по времени: на 10 лет, 5, затем на год и месяцы, постепенно спуститесь до целей на завтра.
4
Чтобы достичь основных целей, потребуется достичь побочных, это нормально. К тому же, для всех целей потребуются ресурсы, предусмотрите это в планах.
5
Старайтесь не терять фокус. Приоритезировать поможет матрица Эйзенхауэра, сформулировать цель — критерии SMART.
Домашнее задание
1
Определите ценности и цели. Проверьте ценности через упражнение в начале урока, цели — через фреймворк SMART.
2
Используйте Excel для создания первой версии долгосрочного плана. На первом листе напишите свой план на 20 лет. Можно сделать это по нескольким категориям, например: семья, работа/бизнес, здоровье. На втором листе определите, какие результаты должны быть через 10 лет, чтобы план на 20 был достижим. На третьем — через 5 лет. На четвертом — какие задачи вы должны закрыть уже в этом году. Пятый лист — для планов на месяц.
3
Добавьте шестой лист с планированием ресурсов и порядком их привлечения. Там же распишите побочные цели на ближайший год.