4.2 МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИЙ
Курс по цифровой грамотности
Инновации — слово-паразит бюджетных учреждений в России. На самом деле оно однозначно определено и изучается по всему миру с середины прошлого века.
Менеджмент инноваций — это поиск и развитие новых технологий, запуск новых продуктов или даже создание новых рынков. Еще это поддержка и воспитание предпринимательской культуры и немножко — защита интеллектуальных прав. В корпоративных структурах этим занимаются в отделе исследований и разработок, в государственных — министерства экономического развития.
В теории
Инновации
Лидер в исследованиях инноваций — ОЭСР, Организация экономического сотрудничества и развития, второй по важности исследовательский центр — ООН. Инновации по ОЭСР — вывод на рынок нового товара или услуги, создание новых рынков, внедрение нового процесса производства или новых форм организации производства, новых способов продвижения товаров или услуг. Инновация — широкое понятие, но не абстрактное.
Хотите узнать больше?
Изучите документы ОЭСР за последние 5−10 лет, например, посмотрите разбор инновационной стратегии 2009−2010 в русском в журнале Форсайт.
Благодаря международным исследованиям, мы уже знаем, что инновации — двигатель прогресса: основная причина экономического роста и катализатор индекса развития человеческого потенциала. Этим индексом в ООН измеряют уровень жизни, он учитывает образование и грамотность, среднюю продолжительность жизни, ВВП и еще несколько статистических показателей.
В странах, где развита культура инноваций, обычно больше быстрорастущих высокотехнологичных компаний — стартапов, и выше доля сектора услуг в экономике.
Это хорошие признаки зрелого общества, в котором ценится интеллектуальный труд, устойчивое и экологичное развитие, креативные решения. К таким странам традиционно относят США и Канаду, скандинавские страны, Швейцарию, ведущие страны евросоюза вроде Германии, Франции и Нидерландов, Сингапур и Японию.
На макроэкономическом уровне
Инновации — это новые бизнесы, экономический рост и улучшение качества жизни.
На бытовом уровне
Инновации — это удобные продукты, качественные услуги, чистые города и новые возможности для общения или совместной работы.
Без инновационных продуктов и компаний, которые создают новые рынки или даже сектора экономики, общество остановится в развитии и будет стагнировать. Менеджмент инноваций — это комплекс навыков и концепций на стыке статистики, экономики и предпринимательства, который направлен на поиск новых технологий, их воплощение в жизнь и маркетинг получившихся продуктов и услуг.
Предпринимательство
Илон Маск встречается с моделями и певицами, здесь он с Grimes. Про их роман написали все: от Business Insider до Vanity Fair.
Центральный персонаж в инновациях — предприниматель. Он создает новые бизнесы, ищет новые рынки и выбирает технологии, которые будет использовать в своих продуктах и услугах.

В конкурентной борьбе новых компаний выделяются лидеры, они растут, создают рабочие места и предъявляют новые требования к образованию, улучшают уровень жизни. Выдающиеся предприниматели сегодня такие же звезды, как актеры и музыканты: все знают Стива Джобса, Илона Маска и Марка Цукерберга.

Ученые сходятся на том, что основа предпринимательства — распознавание возможностей, но существует две теоретических школы.
По Кирцнеру
Возможности на рынке существуют сами по себе, их может распознать любой человек в любой момент. Для этого не нужен специальный навык или ему можно научиться.
По Шумпетеру
Предприниматель сам создает возможности, потому что в определенный момент времени обладает необходимым набором знаний и опытом, чтобы предугадать, где будет незанятая ниша.
Шумпетер предполагал, что предпринимательство не дано каждому, что это не навык, но исключительная особенность конкретных людей. С другой стороны, все исследователи предпринимательства согласны, что результат важнее стараний: настоящим бизнесменом становится тот, кто сумел воспользоваться возможностью и научился зарабатывать деньги на свободным рынке.

После распознавания возможности предприниматель занимается оценкой. В классической теории предпринимательских исследований у возможностей есть две характеристики: desirability — «насколько хочется» и feasibility — «насколько выполнимо». Лучший метод оценки возможности для тех, у кого нет предпринимательского опыта — метод альтернативных издержек. Это сравнение стоимости всего, от чего придется отказаться с тем, ради чего от этого придется отказаться.
Задание
Обсчитайте любую идею методом альтернативных издержек
Задумайтесь, сколько вы сможете заработать на рынке со своей идеей за год и сравните со своим текущим годовым доходом. Вы потеряете его, если возьметесь за идею, это ваши альтернативные издержки. Теоретически, если потенциальный доход от идеи многократно выше альтернативных издержек, ей стоит заниматься.
Технологическое развитие
Существует две точки зрения на то, как рождаются инновации. Их может требовать рынок — это так называемый market pull, «толчок рынка». Еще инновацию может вызвать уровень научно-технического развития — это называют technology push, «давление технологий».
Толчок рынка
Когда в смартфонах отказались от стандартного разъёма для наушников, на рынке возникла нехватка хороших беспроводных наушников на каждый день, со стильным дизайном и поддержкой управления жестами.

В Apple предвидели «толчок рынка» и выпустили наушники AirPods. Они удобные и небольшие, заряжаются в портативном чехле, по ним можно общаться, хотя у них нет длинного микрофона.
Давление технологий
Сейчас остро ощущается давление технологии NFC и ее аналогов, они позволяют использовать смартфон как банковскую карту или проездной.

Телефоном уже можно платить, но вскоре он наверняка заменит больше документов, например, загранпаспорт или водительские права. Если это случится, из-за «давления технологии» появится инновационное программное обеспечение или продукт.

Мы уже хорошо изучили, как технологические решения становятся общепринятыми и сменяют друг друга. Существует жизненный цикл технологии, его можно представить на простом графике, где на осях — время и результаты технологии: ее эффективность или количество продуктов. На графике получится так называемая S-кривая: технология возникает и развивается медленно, потом становится продуктивной и начинает развиваться быстрее, затем становится общепринятой и снова теряет темп развития.
Пример S-кривой для двух последовательных технологий
Когда технология начинает фазу быстрого роста, ее активно исследуют и применяют на практике. Постепенно процесс исследования и разработок рождает новую технологию, ее S-кривая, соответственно, будет уже выше: технология будет более эффективной и теоретически попадет в большее количество продуктов. В самом начале она не будет развиваться так же быстро, как текущая, но со временем на нее перейдет большинство.

Чтобы проиллюстрировать принцип на реальных статистических данных с рынка США, приводим график S-кривых нескольких реальных технологий и продуктов: интернета, смартфонов, персонального компьютера, телевизора, электричества, самолета, телефона и автомобиля.
S-кривые для некоторых технологий, построенные на статистических данных по США
S-кривая интернета практически прямая, S-кривая автомобиля — почти как из учебника и растянулась на 110 лет. Заметим, в случае с самолетами имеется в виду доступ домохозяйств к самолетам как к средству передвижения, а не наличие в собственности.
Можно сделать вывод, что, хотя тенденция в сторону S-кривой сохраняется до сих пор, она стала гораздо более крутой: сегодня на переход в бурный рост и повсеместное распространение у технологий уходит меньше времени, чем 50 лет назад.
Следующая концепция в теории развития технологий — adoption curve, кривая распространения или кривая принятия. Она иллюстрирует результаты статистических исследований по распространенности технологий среди населения. По осям отложены доля рынка и время. Выделены пять групп населения, которые в разное время приобретают продукты, основанные на определенной технологии.

Сначала инновационными продуктами интересуются «новаторы», их примерно 2,5% от всех покупателей. Затем продукт готовы купить «ранние последователи», это около 13%. Затем — «раннее и позднее большинство», это почти 70% от всех возможных продаж, остальные 16% покупателей решаются на покупку спустя ощутимое время. Возьмем для примера смартфоны: сейчас они есть у большинства и все, кто будет впервые покупать себе подобное устройство, будут считаться «опоздавшими».
Пример кривой принятия
S-кривая и кривая принятия помогают нам визуализировать развитие технологий на рынке. Их можно наложить друг на друга и проанализировать комплексно. На реальных статистических данных они не будут выглядеть так аккуратно, но, скорее всего, будут очень похожи на S и на «колокол» соответственно. Обычно верхушка колокола — продажи раннему и позднему большинству — соответствует фазе бурного роста S-кривой. Это логично: чем больше денег приходит к производителям, тем больше они вкладываются в исследования и улучшение технологии.
Пример наложения S-кривой и кривой принятия технологий
Цикл хайпа

Интересная концепция, которая во многом похожа на S-кривую, но визуализирует скорее мнение общества о технологии, нежели чем ее результативность, называется hype cycle, «цикл хайпа». Его придумали в консалтинговой компании Gartner в 1995 году и обновляют каждый год. Цикл хайпа — это слепок текущего состояния трендовых технологий. В цикле пять стадий:

  1. Technology Trigger, «технологический триггер», еще говорят «на подъеме» — появление инновации, первые публикации о новой технологии.
  2. Peak of Inflated Expectation, пик чрезмерных или «раздутых» ожиданий — от новой технологии ожидают революционных свойств, она становится предметом широкого обсуждения в сообществе, рождается хайп.
  3. Trough of Disillusionment, избавление от иллюзий или «впадина разочарования» — выявляются недостатки технологии, восторженные публикации заканчиваются, в обществе отмечается разочарование новой технологией .
  4. Slope of Enlightenment, преодоление недостатков, «склон прозрения» — устраняются основные недостатки, интерес к технологии медленно возвращается, технология начинает внедряться в коммерческих проектах.
  5. Plateau of Productivity, «плато продуктивности» — наступление зрелости технологии, общество воспринимает технологию как данность, осознавая ее достоинства и ограничения, технология находит широкое применение.

Иногда Gartner делает сомнительные прогнозы, например, советовал Apple в 2006 году отказаться от производства устройств и сосредоточиться на программном обеспечении. Но, несмотря на антинаучность, идея цикла хайпа вполне логичная и подходит для быстрой оценки уровня технологии.
Цикл хайпа 2017 года
На практике
P&G и открытые инновации
Понимание теоретических основ распространения технологий позволяет менеджменту принимать более взвешенные решения, основанные на статистических данных. Так, компании получают в свое распоряжение самые перспективные технологии и патенты. Один из классических примеров неординарных решений, основанных на технологическом анализе — переход гиганта потребительского рынка Procter & Gamble на открытые инновации в начале двухтысячных.
Открытые инновации — парадигма ведения бизнеса, которая предполагает привлечение сторонних ресурсов на всех этапах исследования и разработок (Research and Development, R&D). Ее придумал и сформулировал ученый Хенри Чесборо в 2003 году
Если традиционный R&D закрыт, чтобы не допустить кражи идей и старта патентных войн, то в открытых инновациях специально привлекаются сторонние силы, производятся союзы, принимаются решения от клиентов. Таким образом, компания получает усиленную отдачу от R&D, экономя собственные ресурсы, но, чаще всего, лишается возможности держать свои наработки в деловой тайне или запатентовать их. Это разумно в тех случаях, когда выручка от продаж инновационной продукции выше альтернативных издержек закрытого R&D.
Хотите узнать больше?
Кейс
В 2013 году в компании P&G оценили риски сохранения закрытого процесса R&D и пришли к выводу, что в эпоху цифровых технологий им невыгодно запираться в лаборатории. Менеджмент компании решил максимально открыться для идей новых потребительских товаров, запустил партнерскую программу и сайт Сonnect + Develop, он активен до сих пор. Через него компания принимает заявки от физических и юридических лиц на усовершенствование своих потребительских товаров и на новые идеи. В случае если идея понравится компании, возможен совместный патент, роялти от продаж или предложение выйти на работу в P&G.

После запуска Connect + Develop P&G вывел на рынок США 10 из самых продаваемых в 2013 году новых непищевых потребительских товаров. Благодаря открытым инновациям, P&G производят, например, Tide Pods и Always/Tampax Radiant, они представлены и на российском рынке. Начиная с 2014 года через партнерскую программу P&G получает больше 4000 идей в год, примерно по 20 в день.
MakerBot и аддитивное производство
Рассмотрим пример спорных технологических решений. Аддитивные технологии — это совокупность методов безотходного производства, при которых детали «наращиваются», а не «вырезаются» из исходного куска материала. 3D-печать — один из таких методов. Сегодня на подходящих размеров принтере можно напечатать и дом, и шахматную фигуру. А еще некоторые принтеры смогут напечатать сами себя. Не за один раз, плюс для сборки конечного продукта тоже потребуется время, но тем не менее. Этой идеей загорелись предприниматели-энтузиасты 3D-печати в США в середине двухтысячных и создали MakerBot.
Кейс
Компания занималась выпуском 3D-принтеров, предназначенных для домашнего использования. Они могли воспроизвести себя, но на этом инновации заканчивались. На тот момент основной проблемой 3D-печати было качество поверхностей и краев: из-за специфики метода печати — слой за слоем — края и поверхности не получалось сделать гладкими, они всегда выходили ребристыми, состоящими из швов.

Бизнес-стратегия MakerBot заключалась в том, что они продавали только принтеры и софт для проектирования своих моделей для печати. Библиотекой моделей они не занимались, отдав все на откуп сообществу энтузиастов. Это спорная идея: вместо того, чтобы трезво оценить потенциальный рынок, который на тот момент состоял исключительно из новаторов, компания взяла за основу бизнес-модель, подходящую для рынка, работающего на раннее и позднее большинство.
Первый принтер компании — MakerBot Replicator
В случае MakerBot концепция полной открытости не увенчалась успехом. Сегодня MakerBot — хрестоматийный пример компании, опередившей время и недооценившей риски коммерциализации технологии на ранней стадии. Возможно, сегодня, когда технологии аддитивного производства находятся в стадии бурного роста, идея домашних 3D-принтеров имеет шанс на коммерческий успех.

Компания Makerbot выжила, но отказалась от концепции открытых инноваций, сейчас она продолжает выпускать 3D-принтеры, способные воспроизводить сами себя. Они имеют нишевую ориентацию и компания отстает от лидеров индустрии Monoprice, QIDI и Flashforge
Ключевые мысли урока
1
Инновации — однозначное понятие, это коммерциализация новых технологий, создание продуктов, рынков, применение новых форм управления компанией или маркетинга. Это определение придумали в ОЭСР.
2
Про инновации так много говорят, потому что в конце прошлого века стало очевидно, что это главный двигатель экономического развития и уровня жизни. Теперь все хотят придумывать инновационные решения.
3
Ключевой элемент в инновациях — предприниматель. Он распознает возможности на рынке, оценивает их, берется за перспективные. В конечном счете из идей предпринимателей рождаются гигантские компании.
4
Исследователи изучили статистику распространения технологий и теперь мы можем прогнозировать технологический ландшафт будущего, руководствуясь, например, S-кривой и кривой принятия.
5
Если вовремя поменять бизнес-модель и использовать новую технологию в своих продуктах, можно захватить рынок или создать новый. Поэтому в больших компаниях целые отделы думают про инновационные решения.
Задание
Мы подготовили тест из 6 вопросов, основанных на материалах урока по менеджменту инноваций.
Начать
Что такое инновации?
Нет, совсем не туда
Это полезные инструменты, но это не суть инноваций
Верно
Пока они не окажутся на рынке или в реальных продуктах — нет
Дальше
Проверить
Узнать результат
Выберите правильную парадигму предпринимательских возможностей по Шумпетеру
Нет, это как раз Кирцнер
Нет, это абракадабра
Верно
Это не так
Дальше
Проверить
Узнать результат
Что такое S-кривая?
Нет, это про технологии, но не про внедрение на отдельном предприятии
Диффузия технологий — существующее понятие, но S-кривая — это про другое
Верно, на одной оси — результаты, на другой — время, график похож на «S»
Это похожая концепция, но у нас график не совсем про продукты
Дальше
Проверить
Узнать результат
Выберите два варианта ответа, в которых указаны причины появления инноваций
Верно
Нет, это абракадабра
Верно
Без него, конечно, никуда, но в данном случае это не первопричина
Дальше
Проверить
Узнать результат
Сколько продаж, согласно статистике, приходится на первых покупателей инновационного продукта — «новаторов»?
Слишком много
Слишком мало
Слишком мало
Верно
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какой стадии нет в цикле хайпа от Gartner?
Нет, такая есть, это первая стадия
Нет, такая есть, это третья стадия
Нет, такая есть, это самая важная стадия — последняя
Верно, такого пика нет. Есть пик «раздутых ожиданий»
Дальше
Проверить
Узнать результат
Для вас инновации остались размытым и неопределенным понятием
Советуем еще раз просмотреть урок и попробовать пройти тест заново. Обратите внимание на определение инноваций и на теоретические понятия: S-кривая, кривая принятия, цикл хайпа.
Еще раз
Вы поняли, что такое инновации, но не уверены, как ими управлять
Вы дали достаточно правильных ответов, но мы рекомендуем закрепить материал и почитать урок еще раз. Важно обратить внинмание на то, какими средствами компании и предприниматели руководствуются при принятии решений о технологиях: например, S-кривой и циклом хайпа.
Еще раз
Вы точно знаете, какие технологии помогут вам вывести на рынок инновационные продукты.
Вы разобрались в основах менеджмента инноваций и теперь хайп вас не обманет: вы знаете про S-кривую и кривую принятия и представляете, как распространяются и внедряются новые технологии.
Еще раз